Переосмысление философии

Вводная статья из серии “интегральная философия”

Многие слова, которыми мы будем в рамках данной серии пользоваться, могут означать не совсем то же, что принято ими называть. Смысл, которым наполнены оболочки старых понятий, имеет свойство менять баланс внутренних потенциалов в условиях изменчивой среды. И иногда необходимо делать ревизию, чтобы синхронизировать смысловое содержимое таких понятий с актуальной действительностью.

Начнём с ревизии понятия “философия”.

Философия — это “программное обеспечение” или “платформа”, через которую мы взаимодействуем с пространством ощущений через интерфейс понимания.

Мы пользуемся философией для работы со всем окружающим миром так же, как используем windows, android, iOS и пр. для того, чтобы через понятные рассудку формы взаимодействовать со структурой кристаллов кремния. Мы считываем и записываем на каменные микрообелиски кремниевых процессоров цифровые письмена посредством наших гаджетов. Мы используем для этого программное обеспечение, которое “понимает” и считывает символы и жесты, которые одновременно понятны и нам, и транслирует их на микроуровень уже с недоступной нашему рассудку скоростью и неосмысляемой форме.

Таким же образом философия с одной стороны “объясняет” нам мир, преобразуя колоссальное количество энергии в доступную нашему рассудку форму, а затем посредством данных этим “ПО” опций мы в свою очередь воздействуем на мир.

Мы можем играть на компьютере, затем выйти в меню, затем выйти в ещё более “верхнее” меню, затем “главное меню”, а потом вообще в операционную систему. Опытные компьютерщики могут выходить ещё “выше” за пределы операционной системы, откуда небольшие действия создают большие последствия, и одним движением пальца можно не просто переместить героя на пару шагов вбок, а вообще уничтожить мир, где он живёт. Поэтому “линуксоиды” обожают чёрный экран с командной строкой, где из-под “рута” могут делать что угодно. Хоть звуковой поток выводить на порт принтера.

Философия ранее была как раз такой самой “верхней” “обёрткой”, через которую познавалось всё остальное. Она увязывала между собой уровни бытия, показывая маршруты, по которым фокусировалась энергия, чтобы мы понимали, какие последствия имеет то или иное действие на том или ином уровне.

И разные школы уверяли, что их “ядро” — самое высшее, самое всеохватное, самое изначальное, root каков он есть. Кто-то всё пытался сводить к числам, показывая, как, меняя числовые параметры, можно гнуть мир в желаемую сторону. Кто-то считал, что миром правят непосредственное ощущение, показывая, что через числа выходит не всегда красиво, а “красиво” не всегда выражается в числах, кто-то считал, что в корне всего сущего лежит золотое сечение…

И такое сведéние всего к некоему всеохватному изначальному знанию принято называть интегрированием.

Интегра́ция (от лат. integratio — «восстановление», «восполнение», «соединение») — процесс объединения частей в целое.

“Педивикия”

Если вспомнить этимологию слова “религия”, то мы снова видим стремление к объединению частей в целое (и опять с оттенком того, что эти части некогда уже были вместе, на что указывает приставка re-):

Происходит от лат. religio «совестливость; религия», далее от гл. religare «обвязывать; привязывать», далее из re- «обратно; опять, снова; против», далее из неустановленной формы + ligare «вязать; связывать», из праиндоевр. *leig- «связывать».

“Педивикия”

В этом угадывается то, что во многих текстах иносказательно, а во многих даже прямо написано: когда-то что-то было “единым”, но затем произошёл раскол, а затем всё стало рассыпаться на всё более мелкие фракции, и дальнейшее расщепление (или дифференциация — процесс, обратный интеграции) привели нас туда, где мы есть. А именно, в мир множества вещей, которые хаотически и сами по себе живут вокруг нас. И этот мотив есть почти в любой фундаменталистской космогонии. Даже в научном фундаментализме есть суррогат этого знания в виде теории большого взрыва.

Но пока не полезем в эти дебри, а вернёмся назад, где я сказал: «Философия ранее была как раз такой самой “верхней” “обёрткой”, через которую познавалось всё остальное»… Почему “была”? А потому, что теперь этим словом называют не всеохватное основание познания как такового, которое, следуя определённому алгоритму, пронизывающему в вертикальном направлении обозримые уровни бытия, наделяет комбинации ощущений смысловыми значениями, а отдельную маленькую запутанную дисциплину, которую проходят в институте. И её саму уже познают через… А вот через что?

Философия по всем понятиям и есть такая “познавалка”, которая, подобно сингулярности, некогда сама распалась на множество прочих наук. Иными словами мы оказались в ситуации, когда у нас вместо оптимизированного ПО, наиболее эффективно справляющегося с современным объемом и типом данных, установлено “хаотичное-кастомное-забагованное-кишащее-вирусами-не-пойми-что-местами-закольцованное-на-само-себя”.

Однако, читая как философские школы мерились раньше мудростью (хотя бы у Платона), мы видим, что так было плюс-минус всегда. Одни способы познания вытесняли с арены другие, выставляя на свет недостатки той или иной традиции, но давая в замен только “лучшее из худшего” или приходя к выводу, что знать можно только то, что ничего не знаешь.

В нашу эпоху, когда информации стало слишком много, на фоне множества способов осмысления мира выгодно выделяется так называемая “интегральная философия”. Она примечательна тем, что стремится не поглотить или вытолкнуть другие способы познания, а найти им место, где они могут соседствовать с прочими, не вызывая у их носителя внутренних конфликтов. То есть данная философия стремится, не “откинуть лишнее”, идя по дальнейшей линии разобщения, а интегрировать разнородную информацию в единую схему.

Иными словами, данное ПО оптимизирует наши ментальные ресурсы, позволяя справляться с информационными багами и конфликтами. Особенно элегантно данное ПО справляется с багом под названием “агностицизм”, когда люди, вроде “во что-то такое верят”, но не в религиозном смысле, а… неопределимо-неуловимом. Но этого вопроса мы подробнее коснёмся в одной из следующих статей.