Что такое индивидуация?

от автора

в

Разбираемся на примере фильма “Джанго освобождённый”

Внимание! Спойлеры!

Увы (или “ура”?), но мы иногда даже не догадываемся, в какой степени реальность, в которой мы живём, отличается от реальности, в которой живут другие люди. Притом даже самые близкие. Помните об этом, читая текст ниже. Ведь нижеследующий текст является всего лишь синтезом смысловых единиц, угодивших волею судеб в мой индивидуальный космос, и не претендует быть чем-то бóльшим.

Давайте прикоснёмся к понятию “индивидуация”, а потом попытаемся притянут к нему за уши несчастного Джанго.

Индивидуация

Жил-был Карл Густав Юнг.

- Эт йа!
— Эт йа!

Однажды, раскурив трубочку, он придумал индивидуацию. Из открытых источников можно узнать, что…

Индивидуация — одно из основных понятий аналитической психологии Карла Густава Юнга (1875—1961), означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.

Индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления.

Короче, индивидуация — это процесс, при котором тайное и сокровенное, спрятанное в генетическом коде под скорлупой, изо всех сил стремится стать явным, откровенным и воплощённым, пользуясь всем, что попадается под руку. Индивидуация — это процесс становления психического жёлудя могучим дубом. В хорошем смысле.

Покурив ещё немного, Юнг условно разделил психику на четыре квадранта:

Не курите, пацаны!
Не курите, пацаны!

С тех пор утекло много воды, кое-что поменялось, в кое-каких словесных оболочках завелись иные смысловые содержания, а что-то пустило глубокие корни и затерялось в толпе, пуская искателей по ложному следу. Но всё же в такой концепции много полезного и работающего по сей день.

Юнг считал, что человеческие мифы, какими бы наивными они ни были на первый взгляд, обладают невероятной психологической глубиной. Психические процессы скрыты от нашего прямого усмотрения, но, следуя своим сознанием за сюжетом, вещественно отражающим эти самые процессы в виде осмысленных ситуаций, мы, опираясь на наглядные образы, ощущаем динамику развития тех или иных событий, осознаём различные шаблоны и таким образом освещаем светом сознания собственную внутреннюю жизнь. И мифы озаряют самые фундаментальные из таких шаблонов, так как появились на заре человечества вместе со способностью к фиксации отвлечённых понятий.

Продифференцировав мифические тексты на архетипические единицы, Юнг предложил рассматривать мифы как своего рода лекала, помогающие нарисовать карту наших внутренних пространств.

Давайте же, наконец, попробуем построить такую карту на примере сюжета о Джанго.

Подземный мир
"Poor devils"
“Poor devils”

Первая сцена и информация из титров демонстрирует нам устоявшуюся энергосистему: рабовладельческий юг Америки за два года до гражданской войны. В ней имеется множество конфликтов и напряжений, но разрядиться всем этим потенциалам мешает высокий потенциальный барьер, обусловленный большой инертностью социального устройства. Как перед землетрясением или ледоходом, мы ощущаем сильное напряжение пока что уравновешивающих друг друга сил, направленных в разные стороны. Короче, вот-вот рванёт.

Сцена рисует без преувеличения адские пространства: два существа, в которых мы, учитывая род их деятельности и отношение к происходящему, при всём желании не видим ничего человеческого, перегоняют страдающие души из света во тьму: сцена с открывающими титрами начинается днём, но к первому действию мы приходим уже ночью. Сами призраки безлики, скованы цепями и укрыты серыми покрывалами.

Но тут появляется персонаж, который постиг тайны трёх миров и способен не только сам перемещаться между ними, но и брать с собой других людей за небольшую плату.

Гермес. Божественное начало

Роль проводника, помогающего душам не только передвигаться в пределах одной системы, но и проходить сквозь транзиты между мирами (роль трансцендирующего агента) в мифологии принадлежит Гермесу Трисмегисту (Трижды Великому). Роль Гермеса в “Джанго” принадлежит доктору Шульцу.

- Если Германец, так сразу уж и Гермес?!
— Если Германец, так сразу уж и Гермес?!

Это становится ясно с первой сцены, где он оригинально покупает Джанго у братьев Спек. Все его слова и поступки противоречат друг другу, заставляя удивляться и вызывая живейший интерес. Гермес у нас и швец, и жнец, и делец. Он покровительствует бизнесу, адвокатам, людям науки, его ум подвижен, он харизматичен и наполнен противоречиями. В мифах это и старый младенец, и глупый мудрец, и могущественный шут, и знаток наук и ремёсел, и творящий чудеса глупец, и щедрый великодушный разбойник. Доктор Кинг Шульц обладает всеми этими качествами, которые проявляются при первом же знакомстве с ним.

Именно он инициирует разворачивание потенциала, сокрытого в одной из душ, плетущихся во тьме ночи. То есть именно он запускает индивидуацию Джанго. Среди нескольких рабов (“несчастных дьяволят”, “poor devils” — как назвал их доктор, намекая на то, что первая сцена происходит именно в подземном мире), судьба каждого из которых могла бы поведать захватывающую историю, если бы так повернулось колесо фортуны, в этот раз достигнуть актуализации повезло “юному Джанго”. Это точка входа в верхние миры, вершина ëлочки, с которой серпантином будет раскручиваться сюжет…

Уже несколько позже мы видим сцену, где доктор Шульц убивает шерифа маленького городка и впоследствии убеждает мэра, что тот ему теперь должен за это двести долларов. Эта великолепная демонстрация того, как на самом деле работают заклинания: волшебник произнёс слова силы и показал волшебный свиток, превратившие его из злодея и убийцы в добродетельного человека. Магия да и только. Он убил человека, произнёс вслух определённые слова и показал клочок бумаги, заряженные энергией силовых линий социальных связей общества, в котором находятся действующие лица, и его грех стал добродетелью.

Душа обязана платить паромщику за трансфер между мирами. Плата Джанго состояла в том, что он должен был помочь доктору Шульцу опознать разыскиваемых им преступников и заработать на этом. И после того как он выполнил свою часть сделки, он обрёл свободу. То есть из мира подземного оказался в мире людей. Стал свободным человеком.

Анима

В сцене, где доктор Шульц узнаёт, что у Джанго есть жена и зовут её Брумхильда, имеется прямое указание на немецкий миф об освобождении принцессы Брумхильды из лап дракона. Его рассказывает сам доктор Шульц своему протеже. Миф вполне стандартный: злой колдун заточил принцессу на высокую гору, окружил её стеной огня и поставил сторожить дракона. Док прямо говорит, что как немец обязан помочь живому “Зигфриду”. Освоившись в мире людей, научившись у Гермеса-Шульца ремеслу, Джанго отправляется за своей душой, томящейся за непроходимой стеной огня в лапах дракона.

Дай пять рублей.
— Дай пять рублей.

Я помню, что называл самого Джанго страдающей душей в подземном мире, но не крестражами же называть разрозненные осколки психики. Так что, надеюсь, интуитивно мы чувствуем разницу и поэтому не станем плодить сущностей. Можно сказать, что сам Джанго — это “шаблон”, генетический код, потенциал, который собирает снаружи питательный субстрат для своего воплощения. И Анима — не столько душа, сколько эмоциональная составляющая будущего целостного человека.

Согласно юнгианской традиции, мужчины более сознательны в рациональном и должны научиться интегрировать в психику женское начало, эмоциональность или Аниму. Короче, обретение Анимы-души в данном случае означает сознательное принятие суровым мужчиной своей чувственной стороны.

Женщины обладают более развитым эмоциональным интеллектом (хотя бы потому, что общество не порицает их за это), поэтому их задача состоит в объединении с рациональным Анимусом. Так что Джанго можно назвать Анимусом Брумхильды, если брать за начало координат её судьбу. Ведь всё в мире относительно, вопрос лишь в том, от какой печки мы танцуем.

И именно жажда обретения целостности путём объединения с Анимой является главным двигателем сюжета. Притом не только в этом фильме, но и в значительном количестве прочих произведений.

Тень

Тень Джанго выражается двумя моментами.

Во-первых Тень Джанго персонифицирована в лице безжалостного домоправителя-домомучителя Стивена.

Пошалим?
— Пошалим?

И дело не в цвете его кожи, а в том, что фильм выводит на поверхность теневую проблему всея Америки (вину за которую они по обыкновению стремятся повесить на весь мир) — проблему расовой нетерпимости. Стивен говорил Джанго в одной из сцен, что они сотни рабов замучили до смерти самыми изощрёнными способами, но он придумал для Джанго что-то особенное: его имя заменят на номер и отправят дробить камни до конца жизни. Короче, отправят снова в нижний мир голодных безликих духов.

А во-второых, теневая сторона Джанго выражена в том, что ему пришлось по совету доктора Шульца самому прикинулся отвратительнейшим типом: чёрным работороговцем. При этом Джанго сказал, что чёрный работорговец — это самый низкий человек, даже ниже чёрного домоправителя. При этом с ролью он справляется на “отлично”.

Фигура отца

Дракон, которого Джанго должен был победить для вызволения Хильди, — это мсьё Кэнди.

- Эт йа. Не курите, пацаны.
— Эт йа. Не курите, пацаны.

Видимо, для большей драконистости, Кэлвин Кэнди беспрестанно курит, выпуская клубы дыма.

При переводе на наш Великий и Могучий потерялась одна особенность: всех рабов и представителей низов люди, возомнившие себя господами, в оригинале называют “boy” (мальчик). И одного из “господ” в фильме зовут Спенсер “Большой Папа” Беннет.

Иными словами, Кэлвин Кэнди представляет из себя практически хрестоматийную фигуру отца: властный жестокий патриарх, который стремится держать под контролем всë, с чем соприкасается. Как и прочие дельцы того времени и региона.

Властелин, господин, обитатель верхнего из миров. Он решает, кому жить, а кому умереть. Существа вроде братьев Спек из первой сцены — лишь мелкие бесы, обслуживающие его интересы. Он представляет из себя мужской аспект души, отделëнный от чувственного и божественного. Его союзник — Тень-Стивен.

Реинтеграция

Кинг Шульц, Кэлвин Кэнди, Стивен и Брумгильда — это сам Джанго, не обретший целостности. Божественный, мужской, женский и теневой аспекты бродят порознь, будучи не интегрированными в целостную личность. Сам Джанго — пустой сосуд, который постепенно наполняется четырьмя эссенциями, чтобы стать пятой (квинт-эссенцией).

Немного о Самости

С Самостью трудно: юнгианская Самость — очень неоднозначное понятие, которое современные философы несколько критикуют ввиду склонности Юнга к до/над заблуждениям, о которых обязательно будет отдельная статья.

Сначала в него попадает Божественная часть: навыки, знания и умения доктора Шульца-Гермеса, находящиеся вовне, становятся частью него самого. Затем в сосуд добавляется Тень, которая вовне была выражена в Стивене, а в самом Джанго становится его ролью чёрного работорговца. В руках Джанго теперь есть почти все компоненты для воссоединения с душой. Бойня, которую он устроил в доме Кэнди после убийства “дракона” показывает, что Джанго завладел и Отцовской частью своей души, так как избавился от господства и тирании и почти захватил власть сам. Осталось лишь пустить эти компоненты в дело, чтобы заполучить последний компонент, и сорвать созревший плод.

Сцена побега из-под конвоя, когда Джанго таки повязали и повезли на рудники, напоминает начало фильма, однако теперь помощь приходит к главному герою не извне, а из него самого и по его воле. Джанго теперь действует сознательно, так как фигура Гермеса теперь является частью его личности, а не кем-то внешним. Он, наконец, созрел для окончательного побега в высшие миры, так как это его предназначение, буквально выжженное на его щеке клеймом.

Расправившись с конвоем, он лихо вскочил на лошадь с ружьём наперевес и умчался за своей душой-Анимой.

В отличие от предыдущих сцен побега (первой сцены и флешбеков), этот происходил в разгар дня, что характеризует осознанность Джанго в этом деле, его умение стоять ногами сразу в двух мирах.

Финал фильма и сюжета интересен тем, что окончательное освобождение энергии, выведенной Гермесом из подземелья к свету, знаменуется не только эффектным взрывом, но и тем, что Джанго надел на себя костюм Кэлвина Кэнди.

Советский пионер по версии Нетфликс.
Советский пионер по версии Нетфликс.

Убив дракона, рыцарь сам стал драконом. Даже сиги через мундштук Кэлвина курит. Вот только финальный дракон имеет божественную природу. В смысле, обладает светлым аспектом. Так Джанго из несбалансированной шаткой, удерживаемой через силу четвëрки дезинтегрированных персонажей — Светлого-Мужского-Женского-Тёмного — собрал в себя, как в сосуд, четыре компонента души, став целостным человеком.

Человеком, который прошёл путь индивидуации.