Деванагири

от автора

в

Как уже упоминалось в статье про побег в абстракцию, буквы алфавита, прежде чем стать оригинальным ни на что не похожим завитком, начинают свой путь с подражания форме реальных физических объектов. Алфавит, не похожий на тот, что уже известен ученику, изучать сразу и напрямую довольно трудно. Облегчить ситуацию можно двумя путями: самому придумать, на что похожа та или иная буква (использовать мнемонику), либо найти протоалфавит, из которого произошёл изучаемый. Первый вариант вполне годится для поверхностного запоминания. Например, если это требуется для экзамена, который тебе не сильно важен. Выучил, сдал, забыл. Второй способ позволяет не изобретать мнемонический велосипед, а сразу обратиться к формам, из которых произошли буквы, что позволяет глубже понять суть изучаемого алфавита, воздействуя на всю “конкретно-абстрактную” вертикаль нашего ума.

Алфавит деванагири (он же санскрит) очень красивый чисто внешне. А ещё он таит в себе множество триггеров для озарений, так как становится мостиком между разрозненными понятиями, а озарение мы испытываем в момент, когда нечто разрозненное и фрагментарное становится частью целого. Также, обращаясь к санскриту, можно напрямую буквально прочитать тот или иной символ на картинах индуистского толка. И такая картина становится буквально надписью, каждая деталь которой имеет своё значение и вступает с тобой в диалог. Картина превращается в сложный иероглиф, синхронизирующий оба полушария мозга.

Джаганнатха

Зная, что “кришна” значит “тёмный”, мы сразу понимаем, почему у него такой странный цвет кожи на картинах. Его ведь так и зовут: Тёмный. Одна из форм Кришны — Джаганнатх. И у Джаганнатха есть серёжка в носу, которая называется “натх”. Слово “натх” начинается с буквы “н”, которая в протоалфавите предположительно рисовалась в виде носа. И слово “натх” созвучно со словом “ната”: танцор, актёр. Сомнительно, но можно предположить связь с латинским словом natalis (от которого произошло имя Наталья): рожденческий, относящийся к рождению.

И таких явных и скрытых, но любопытных деталей на подобных картинах — сотни.

И, кстати о носах. Если вы имели удовольствие наблюдать древние статуи, то у них часто бывает отколот нос. И слова “нос” и “погибать” на санскрите очень похожи: “наса” и “наш” соответственно. Слово “уничтожение” будет “нашана“. А слог “на” — это отрицание. Жест откалывания носа в итоге становится высказыванием: к слову “рождение” приписывают частицу “не”: “нет носа”, “уничтожен”. Ведь нос в старину статуям откалывали намеренно, ибо так выглядела культура отмены в те времена, так убивали медийный образ той или иной видной личности. Да и в наше время образ смерти в виде скелета с косой многие немного неучтиво величают “безносой”.

Безносый Сталин, парк “Музеон”, Москва

В сети полно учебников и статей по санскриту, но в них речь идёт сразу об устоявшихся символах, фонетическом произношении, грамматических правилах, но нет чего-то более глубокого, бьющего по таким слоям сознания, чтобы захотелось сказать: “Что-то такое я всегда знал”. И потому нам хотелось бы запостить серию статей про путь букв алфавита деванагири от иероглифической пиктограммы до абстрактного символа, попутно выискивая всякие интересности.

Естественно, будет множество домыслов, рассуждений, высосанных из пальца, а также пробелов, которые нам, увы, не удалось заполнить, опираясь на информацию в сети.

Эта статья будет вступительной ко всем последующим на эту же тему, приятного чтения.