Уровень второй, пурпурный, магико-племенной

Ребёнок по прошествии некоторого времени после рождения (через пару-тройку месяцев), не может ещё осознать, что в мире есть другие люди с какими-то там точками зрения, но уже немного осваивается с окружающим хаосом и начинает потихоньку ощупывать границы. Ощущения, от тела явно имеют иной характер, чем ощущения, приходящие из иных областей. Куснуть руку и куснуть одеяло — два совершенно разных опыта! Каков инсайт, а? Родители (в большинстве случаев) видят и предугадывают беспокойства маленького человечка, и потому многие желания удовлетворяются практически сразу. Не имея ни опыта, ни представлений о чём бы то ни было, ясное дело, что можно придти к неоспоримому выводу: я управляю всем вокруг с помощью своего желания. Не так чётко, конечно, но где-то возникает некое смутное понимание, что мир меняется в зависимости от нашего желания.

Стадия называется «магической», потому что, во-первых, её мышление, как правило, базируется на фантазии, согласно которой любое желание, в которое ты веришь, магически материализуется. А во-вторых, коль скоро самость только начинает отделять себя от окружающей среды, она путается в отношении того, где она, а где различные внешние объекты среды, поэтому внешняя среда принимает на себя человекоподобные качества.

В цитате выше слово “самость” имеет не то же значение, что юнгианский архетип Самости, находящийся где-то там вне нашего “я”. Здесь же мы будем называть самостью как раз наше “я” — интегральное внутреннее самоощущение отдельного человека. Сумму его представлений, весь мир от первого лица. И самость на втором уровне, как сказано в цитате, не вполне ещё ясно понимает, где она, а где что-то ещё.

В школе мы изучали на биологии формулу: онтогенез повторяет филогенез. Поэтому, будучи эмбрионами, мы все имеем жаберки и хвостики и очень похожи на своих позвоночных сородичей на той же стадии.

Мы в сжатом виде переживаем всю свою эволюционную историю. Нам в тело “загружают” историю всего вида, которая буквально в виде непосредственного опыта хранится где-то в недрах наших тел. Уровни развития сознания — это тоже своеобразный онтогенез, но уже для психики, повторяющий историю уровней развития сознания нашего вида. Наши предки некогда жили, пребывая до самой смерти на архаическом уровне, затем магико-племенном, затем — всех остальных, до которого дошла эволюция. И каждый прорыв на новый уровень созадействовался во всех четырёх квадрантах: новый вид сознания приводил к новым социальным взаимоотношениям, менял облик культуры, создавал свои представления об окружающем мире для носителей такой культуры. Но, конечно, чёткого и ясного переднего фронта волны у эволюции сознания нет. Только математическое ожидание нормального распределения.

Современный, “средний по больнице” уровень — рациональный, из-за чего до/над рациональные заблуждения имеют для нас особое значение. Можно сказать, что культура является своеобразным “плацдармом”, который поддерживает этот самый средний уровень. Но можно сказать, что наличие критического количества людей определённого уровня является плацдармом для культуры. Но это будет опять блужданием по квадрантам с попыткой положить один из них в основание другого. То есть с интегральной точки зрения — всё это тени одного события. И у такого положения дел есть кое-какие последствия: те, кто хотят идти дальше центра нормального распределения, будут ощущать сильное сопротивление “культурной гравитации”. А также, что даже в культуре, поддерживающей высокие уровни, отдельные люди и даже целые общины (типа наших старообрядцев) могут застрять на достаточно низких ступенях.

В США примерно 40 % населения находится на янтарной волне традиционных мифико-религиозных ценностей; около 50 % – на оранжевой волне модернистских, рациональных и научных ценностей; и примерно 25 % – на зелёной волне плюралистических и постмодернистских ценностей. (В сумме получается больше, чем 100 %, из-за того, что имеются значительные взаимоналожения волн развития сознания друг на друга.)

Для СНГ такой статистики, увы, нет, но есть ощущение, что в нашей необъятной средняя величина смещена всё же в нижнюю сторону. Это не хорошо и не плохо, просто так уж вышло.

Как и ступени обычной стремянки, низкие “ступени”, хотя и не находятся непосредственно под “ногой” нашей самости, но они влияют на устойчивость всей лестницы. И если магический уровень был пройден неправильно, то это может быть выражено двумя аспектами. Во-первых сознание такого человека может кишеть предрассудками. А во-вторых, наоборот, у человека может наблюдаться “магическая аллергия”.

С первым, думаю, примерно понятно: туда входят такие вещи как анимизм, вера в приметы и прочее.

Приписывание человеческих свойств и мотивов внешним объектам технически известно под термином «анимизм»: согласно такой перспективе, вулкан извергается, потому что он гневается на меня; гром грохочет и молнии сверкают в попытке уничтожить меня; цветение цветов происходит, потому что я влюблён, и так далее. Проблема же состоит не в том, что природе приписывается сознание, витальная жизнь или предназначение. Проблема состоит в приписывании человеческих качеств всей природе, что и является антропоморфным магическим мышлением, в котором субъект и объект путаются и смешиваются, потому что они всё ещё полностью не отделены (не дифференцированы), – следовательно, кажется, что и то и другое друг на друга магически влияет антропоцентрическим и сказочным способом. Но такое суеверное, фантазийное, магическое мышление сегодня является важной стадией развития у детей, в частности в возрасте от одного года до трех-четырех лет.

Кидаете ли вы соль через левое плечо? Обходите треугольные столбы? Шарахаетесь от женщин с пустыми вёдрами? Ощущаете, что ветер над вами “шутит”, ломая зонтик? Это всё отголоски второго уровня.

“Магичсекая аллергия” — это отторжение этого самого слоя своей психики. То есть ты испытываешь какой-то предрассудок, но со злобой, стыдом или отвращением некогда отмёл своё непосредственное виденье всего магического под влиянием окружения. И тогда осознание собственного вытесненного предрассудка проецируется во вне. “Я ощущаю здесь предрассудок, но он не может быть моим, я же разумный человек.” Такой человек с издёвкой и осуждением будет тыкать пальцем в того, кто носит булавку на счастье, вешает иконку в машину, плюёт через плечо. То есть нормальный человек будет просто иметь в виду, что происходит то-то и то-то и через секунду забудет это, как забывает пролетевшую мимо птицу или случайного прохожего. Человек с “аллергией” же испытает весь спектр отрицательных эмоций, тыча пальцем и насмехаясь, и считая, что “весь мир заполнен отвратительными предрассудками, когда вы уже все поймёте…” и вот эта вся охота на ведьм. “Аллергик” искренне не понимает, что это его же магический слой сознания до сих пор даёт о себе знать, раскачивая всю “лестницу” его развития.

На фоне заявления, что человечество всю историю развивается, может возникнуть вопрос (или возражение): ведь наши предки жили в ритме с природой, чувствовали землю, были благородными и загадочными, как те индейцы из американских фильмов, разве нет? Они слышали ветер, гадали по полёту птиц и вот это всё. Магия была настоящей, духи-помощники бегали у них на побегушках… Разве мы не стали ниже по сравнению с ними?

Имеем наглость считать, что нет.

После периода постмодернистского «воспевания» и «романтизации» первобытных племён недавние исследования позволили нарисовать более точную картину. Она указывает на значительную распространённость насилия и частые случаи хищнической эксплуатации окружающей среды, происходившие в тот период. То, что результатом такой деятельности были сравнительно незначительные негативные последствия, связано не с общераспространённой «исконной мудростью» наших предков, а попросту с отсутствием технологических средств, позволивших бы сделать масштабы бедствия по-настоящему значительными.

Так что этот момент тоже стоит отнести к до/над заблуждениям: мы не утратили “мудрость предков”. Если заглянуть в ясельную группу, откуда отлучился воспитатель, а затем представить, что это взрослые люди, живущие в лесу, но которых при этом некому поставить в угол за плохое поведение, то это и будет наш “потерянный рай” — состояние, когда мы ещё не знали, что мы уже таки далеко не в раю, просто ещё не в курсе.

Однажды у девушки, работавшей в фаст-фуде, чудесным образом исчезла сумка. Она убиралась и закрывала в тот день ресторан, положила сумку на стол, а та внезапно испарилась. Чудеса!

Вызвали техника, чтоб поднять видеоархив. Нашли нужный промежуток времени. На видео девушка суетится, а сумка стоит на столе. Далее картина маслом: заходит здоровый такой мужик не вполне русской наружности, стоит буквально в нескольких шагах за спиной девушки, улыбается некоторое время, хватает сумку и спокойно уходит. Реакция девушки, смотревшей на экран, предсказуема: прикрыла рукой рот, и впала в истерику.

Была ли она в безопасности в момент “исчезновения” сумки благодаря своему неведению? Пришла ли опасность после того, как она увидела, что произошло на самом деле? Что изменилось, когда она узнала, что у неё за спиной, в пустом, закрытом (но, очевидно, не на ключ) магазине стоял здоровенный мужик, способный совершить преступление? Конечно, не была она в безопасности, а изменилось лишь то, что она узнала, как произошло “чудо”. Это позволило увидеть более полную картину и понять, какие меры теперь нужно предпринимать, чтобы снова не оказаться в такой ситуации.

Наши предки не были мудрыми и благородными, просто они не ведали, какую дичь творят по той же простой причине: их сознание не имело достаточной мощности и пищи в виде хорошо усвояемой информации, чтобы осознать всю полноту картины, в которую они вовлечены. Не было прецедентов, дающих понять, какая ответочка может прилететь вследствие тех или иных поступков не только им самим, но и их будущим поколениям. Все их действия поглощала энтропия, затирая следы самого их существования. Накидав на землю банановые шкурки и убив пару сородичей, они лишь удобряли землю. Мудростью такое точно не назовёшь. У них скорее была проблема противоположная нашей: как оставить след о себе?

И это одна из причин, почему современный человек в городе ведёт себя агрессивнее и иной раз аморальнее, чем в небольших сообществах, где все друг друга знают на протяжении многих лет: в городе ты не портишь себе репутацию, вытворяя на дороге дичь или наорав на прохожего. Это забудется, рассосётся и ни на что не повлияет, кроме твоего настроения в моменте. Деревня же, будучи плацдармом для развития моральных качеств через жизнь в общине, где все друг у друга на виду и на слуху, не даст более или менее видным событиям раствориться в небытии. И потому важно, чтобы живущие в больших городских сообществах люди правильно прошли всю нашу “психо-онтогенетическую” лестницу, делая нашу культуру плацдармом для всё более высоких уровней сознания, которые мы постепенно обязательно рассмотрим далее.