Эмерджентность

Пора поговорить об эмерджентности. Эта тема поможет лучше понять механизм развития, о котором мы беседовали в прошлый раз.

Познакомиться с этим понятием важно хотя бы потому, что его всё чаще стали упоминать в СМИ в контексте обсуждения искусственного интеллекта.

Эмерджентность (от англ. emergence — возникновение, появление нового) в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями.

Ни одна из отдельных частей самолёта не обладает теми же свойствами, какими весь самолёт в сборе. Свойство полёта возникает эмерджентно, когда все его детали собраны вместе. Эмерджентность предполагает скачкообразность. Внезапно сумма тяжёлых предметов, собравшись вместе в нужном порядке, преодолевает земное притяжение. Если бы каждый элемент отдельно немножко летал, то полёт всей конструкции уже бы не был эмерджентным свойством.

И переход из одной стадии развития в другую происходит эмерджентно.

Когда мы говорим о развитии сознания, то эмерджентный переход случается всякий раз, когда мы видим нечто единое в том месте, где до этого видели разрозненные части. Происходит инсайт: разрозненные мысли и идеи становятся откровением, перед нами открывается новая картина мира. Нечто подобное происходит с киношными детективами, собирающими улики. Или учеными, которые сводят целый пласт знаний к единой формуле.

После большого взрыва в мире был лишь высокозаряженный газ, состоящий из субатомных частиц. Повинуясь физическим законам, эти частицы объединялись во всё более сложные конгломераты, обладавшие свойствами, которые трудно себе вообразить как простую сумму свойств частиц. Кварки создали электроны и прочие субатомные частицы. Они объединились и породили атомы. Затем эмерджентно возникли молекулы, клетки, организмы. Все перечисленные системы мы можем видеть с трёх точек зрения: как нечто законченное, как малую часть большой системы и как систему, состоящую из меньших частей. Так клетку можно рассматривать и самостоятельным существом, и частью многоклеточного организма, и конгломератом молекул. И такие системы будем называть холонами.

Холон (греч. ὅλον, от ὅλος, holos, “целое” и -ον, -on, “часть”) — это нечто, что одновременно является целым само по себе и частью большего целого. Другими словами, холоны можно понимать как составные части иерархии. Холон представляет собой способ преодолеть дихотомию между частями и целыми, а также способ объяснить как самоутверждающие, так и интегративные тенденции организмов. Этот термин был введен Артуром Кестлером в книге “Призрак в машине” (1967).

То есть холоном будет и атом, и молекула, и клетка. Все они являются и чем-то самостоятельным, и частью чего-то большего, и системой холонов предыдущего уровня.

Иерархия Холархия

Мы не хозяева клеток, из которых состоим. Мы несём за них ответственность и должны заботиться о них. Если мы делаем это правильно, это укрепит наше здоровье. Мы не говорим нашим клеткам, что им делать, они знают это лучше нас. Мы лишь со своего уровня должны стремиться к созданию наиболее благоприятных для них условий. Не гедонистических, а таких, при которых вся система будет наиболее жизнеспособной. Мы не хозяева электронов, гуляющих внутри наших тел. Когда нас не станет, электроны этого даже не заметят. Но если что-то серьёзное случится с частицами внутри нас, последствия на уровне организма могут быть катастрофическими.

Все эти уровни (уровень частиц, клеток и организмов) связаны иерархически. Но слово “иерархия” имеет несколько негативный оттенок. Мы привыкли к иерархии подчинения, доминирования. В данном случае никто никого не подчиняет. Поэтому будем использовать слово холархия. Разница такая: при иерархии возникает ощущение, что все, кто “над” подавляют волю и распоряжаются всеми, кто “ниже”. В холархии более “высокие” системы обёртывают части из которых состоят. Самолёт не доминирует над своими крыльями и кабиной управления, он состоит из них. “Нижние” уровни принято назвать фундаментальными, а “верхние” — комплексными. То есть холархия представляет систему, в которой комплексные уровни обёртывают фундаментальные. При холархических отношениях комплексные уровни заботятся о фундаментальных.

Комплексных вещей меньше, чем фундаментальных. Клеток меньше, чем молекул, молекул меньше, чем атомов. Поэтому принято говорить, что фундаментальные холоны обладают шириной или охватом, а комплексные — глубиной.

Такая модель применима и к сознанию. “Высокие” слои сознания не лучше более архаических. Комплексные уровни эмерджентно возникают из фундаментальных. При этом с фундаментальных уровней “не видно”, что происходит в более комплексных холонах. Если мы посмотрим в микроскоп на камень, мы не увидим всю планету разом. Поэтому катастрофа комплексного холона может быть не видна с фундаментального уровня. Если мы заглянем в микроскоп на жизнь клеток и молекул, то увидим отдельный мир, который как бы не имеет ничего общего с нашим повседневным масштабом: политическими процессами, религиозными войнами и популярной музыкой.

Но совокупность событий нашего маленького внутреннего мира — это то, из чего состоим мы. И эндорфин из гифки выше — это то, что даёт нам ощущение счастья, если молекула дошагает в нужном направлении.

Если произойдёт крах цивилизации, то общество развалится на более мелкие единицы (небольшие кланы или общины), в которых будут верховодить более низкие (фундаментальные) уровни сознания, что частенько иллюстрируется в фильмах и играх постапокалиптического жанра.

По этой причине крупные государства никогда не откажутся от формулы “разделяй и властвуй”, так как более раздробленные общества будут своеобразным питательным субстратом для более развитой культуры. Съесть крупное животное мы можем лишь сделав его разрозненными кусками мяса, а не оставив его тем, кто может зарядить копытом в лоб.

Переход между слоями сознания можно метафорически сравнить с выходом в космос. Мы поднимаемся всё дальше от Земли и постепенно начинаем видеть, как отдельные песчинки эмерджентно сливаются во вспаханное поле, отдельные деревья — в зелёное море тайги, а вся планета — в одинокий шар, висящий в пустоте. И из далёкого космоса уже не видно игры света на гранях отдельных песчинок.

Таким образом наше “восхождение по лестнице развития” можно также рассматривать как “расширение угла обзора”. Чем шире обзор, тем больше мы видим линий связи. Но переход на более комплексный уровень для самости равносилен смерти на фундаментальном уровне. Процессы этажом ниже выходят из-под нашего непосредственного усмотрения. И если мы не наладили фундаментальные процессы, пока они были нам открыты, они продолжают влиять на нас уже из тени.

Изучение “интегральной карты” уровней сознания помогает понять, каким теневым влияниям мы подвержены. А техника внимательного осознавания помогает справиться с этими влияниями.