Уровень третий, красный, магико-мифический

Одна из моделей развития, известная как спиральная динамика, называет [третью стадию] стадией «богов силы», поскольку она всё ещё эгоцентрична и сфокусирована на себе (а посему является своим собственным богом), но также наполнена ещё и ощущением силы.

Это не плохой и не хороший уровень сам по себе. Как и прочие стадии, он неизбежен. Семя не может сразу начать цвести, едва оплодотворённая яйцеклетка не может написать роман. Каждая стадия уникальна, неминуема и жизненно необходима. На каждой стадии развития субъект насыщается тем материалом, из которого эмерджентно возникает следующая стадия.

На данной стадии человек начинает догадываться, что в мире есть что-то, кроме него самого. Мы становимся способны различить свою отдельность. Наше эго уже выкристаллизовалось в нечто более-менее устойчивое, но испытывает дефицит энергии, и изо всех сил противостоит энтропии, хаосу ощущений, из которых едва выбралось.

Желание защитить свою отдельность от мира выражена в стремлении к силе. Если субъект неспособен обеспечить себя на данной стадии нужной энергией, то в последствии это становится проблемой не только для него, но и для окружающих.

Последствия дефицита силы

Я неоднократно встречал на улице людей, которые несли околесицу, приставая ко всем прохожим. Однажды в книжном магазине я разглядывал канцтовары. Ко мне подошла незнакомая тётка и бросила: “Держите свои похотливые мысли при себе”, — и быстренько удалилась. Такие люди не смогли в достаточной степени преодолеть третью стадию, и потому всё ещё путают мир и других людей с собой. Их эго не в состоянии различить собственные границы. Они не осознают, что многие пороки, которые они видят вокруг — это их собственные мысли, которые они приписывают прохожим. Оболочка их эго проницаема. В сети полно роликов про неадекватов в автобусах. Их неприятно смотреть, но они очень ярко иллюстрируют, как ведут себя люди, не сформировавшие здоровое эго. Они спорят, кричат и что-то доказывают людям, перекидываясь с одного человека на другого. Они как будто ведут непрекращающийся диалог с одним большим “оно”. Хотя это не “оно”, а течение их же собственных мыслей.

Заметим, что слово “эго” в психологии появилось в следствие кривого перевода. Фрейд называл эту сущность просто “я” (das Ich). Он противопоставлял “я” и “оно” (das Ich и das Es). Переводчики зачем-то перевели эти понятия на латынь: “Эго” и “Ид”. То есть Эго и Ид обозначают то, что мы считаем собой и то, что мы собой не считаем соответственно. Поэтому, говоря здесь “эго”, мы имеем в виду нашу самость. И люди, чья самость не смогла в достаточной степени насытить эго на третьем уровне, не осознают, что их собственные домыслы, предрассудки и перепады настроения никак не связаны с окружающими людьми.

Чем более развито сознание, тем более адекватны суждения его носителя. И тем более дифференцировано сознание. То есть сознание обладает всё большей различающей способностью. И люди со здоровым эго вполне способны адекватно оценить сущность другого человека, так как понимают, где “я”, а где кто-то ещё.

Процесс развития бесконечен, поэтому все мы в той или иной степени не способны адекватно смотреть на мир. Однако взрослый человек, совсем уж путающий происходящее у себя в голове с тем, что происходит вокруг, выглядит неадекватным чуть больше, чем полностью.

Почему эго – это не плохо

Тут может возникнуть неудобная мысль. Во многих книгах по духовному развитию говорится,что эго — это то, от чего нужно как раз избавиться, если ты стремишься к духовному росту. Просветлëнные мужи обвиняют эго во всех грехах. И поэтому они говорят, что необходимо растворить своё эго в океане бытия, отказаться от разума, ложной личности и навязанных извне программ.

Тот же Кастанеда, дай Дух ему Третьего Внимания, призывал “открыть просвет”, если вы понимаете, о чëм я. Так зачем же давать Силу этому самому эго, если потом надо будет от него отказаться и заполнить душу ветрами энтропии?

Повторим: все стадии развития неминуемы. Кора взрослого дуба толще, чем весь жёлудь целиком. Если могучее древо будет цепляться за сброшенную в детстве скорлупу, это будет глупо. Но это не значит, что и жёлудю, едва упавшему с ветки, тоже не нужна твёрдая оболочка.

Мы разбиваем яйцо, чтобы вылить его содержимое в сковородку. Птенец тоже разбивает яйцо, чтобы выбраться наружу. В обоих случаях яйцо разбивается, и его содержимое оказывается снаружи. Разница в стадии развития, на которой это произошло. Одно и то же событие в зависимости от стадии может стать как гибелью, так и спасением.

Если человек не смог сформировать вокруг себя оболочку, под которой дозреет его личность, он становится городским сумасшедшим. Он путает свои мысли, страхи и надежды с миром вокруг. Он закрывает глаза, чтобы сделать другим темно. Он “читает в глазах” других людей свои же тёмные стороны. Или наоборот, воспринимает чужие мысли и деяния, которые ему по нраву, за свои. Как в мультфильме “Четверо с одного двора” 1967 года. Кошка “по глазам видела”, кто и что натворил. Цыплёнок, увидев, что крыса попала в ловушку, сказал: “Это я его поймал”.

В юнгианской психологии эту стадию сравнивают с похождениями Ланцелота. Юноша способен добыть силу лишь через торжество победы над “врагами” (всеми вокруг). Так эго завоёвывает психическое пространство, сделав себя “центром кристаллизации”. Только в конце мифа о Ланцелоте все поверженные противники становятся его равноправными соратниками. И это событие знаменует начало следующей стадии, конформистской.

И теперь, если человек пойдëт дальше и растворит себя в коллективном разуме, он всë равно будет понимать, какой зоной ответственности обладает тот комплекс чувств, с которым он отождествлялся на третьем уровне. Он будет знать, где его интенции, а где интенции других людей. А также он будет адекватно оценивать свою силу. А ещë, он сможет снова собрать себя в кучу, когда коллективная стадия будет преодолена.

Последствия переизбытка силы

Но бывает, что человек застревает на этом этапе. Эго сформировано, и субъекту пора уже “признать мир вокруг”, “вылупиться” и стать частью общества, впустив в сознание коллективный разум. Но он продолжает выкачивать силу из мира через акт “победы над врагами”. Он не признаёт ничьих претензий на мир, кроме своих. Он стремится к силе, которая будет демпфировать трения между его волей и сопротивлением общества. Так появляются на свет видные криминальные фигуры: дон Корлеоне, самый быстрый стрелок на диком западе, самый авторитетный бандит в дикой Евразии и прочие персонажи, которые победили всех вокруг себя.

Они накопили достаточно силы, чтобы “жить по своим правилам”. Такие люди раздражают “иммунную систему” общества и обрастают со временем “перламутром” “мифологичности” и “романтического ореола”. Но в сущности они остановились на подростковом уровне развития.

Влечение личности к силе и власти, представляющее собой скрытую карту (или бессознательные грамматические правила), контролирует её поведение; при этом она ещё не развилась до следующей, более высокой, стадии – конформистской стадии закона и порядка, – а посему такие люди устанавливают свои собственные стандарты и создают свои собственные законы, управляемые потребностью в безопасности и власти, свойственной их скрытой карте.

То есть люди, которые переживают изнутри себя сильное влияние данного уровня, видят мир исключительно через призму третьего уровня. “Побеждает сильнейший”, “если не я, то кто-то другой, так что уж лучше я”. Такой человек не просто не хочет увидеть мир глазами ближнего, он не в состоянии этого сделать. Младенец не в состоянии понять математику, яйцеклетка не в состоянии написать роман, бандит, жаждущий власти, не в состоянии испытать сострадание.

Работа с третьим уровнем

Но это не значит, что человек, развитый несколько выше этого уровня, окончательно и бесповоротно вышел из-под юрисдикции эгоцентрических ступеней развития. Мы все зависим от голода и холода, мы нуждаемся в защите. Все стадии — это производные изобилия на предыдущих ступенях. Если по какой-то причине не станет условий существования высоких стадий, то мы все невольно откатимся назад, проявим звериную сущность и напрочь забудем про этикет. Не до жиру, быть бы живу. Как сказал Эйнштейн: “Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая мировая война будет вестись палками и камнями”. Такое положение дел неплохо обрисовали в сериале “Fallout”, когда главная героиня стала понимать, что в пустошах от её цивилизованности мало толку.

Нет смысла пристыжать детей, которые подрались в песочнице из-за красивой машинки. Бесполезно призывать их ставить себя на чужое место, заботиться о ближнем и заниматься благотворительностью. Они ещё не дозрели до этого. Нельзя раньше времени разбивать скорлупу. Можно на своём примере раз за разом демонстрировать ребёнку, как решать проблемы миром. Но только если условия жизни позволяют показать, что это работает. Тогда у подрастающего человечка будет много пищи к размышлению. Но заставить его шагнуть на новый уровень через угрозы, шантаж и увещевания не получится.

[Сострадательность –] прекрасный пример тех вещей, которые, как многие из нас думают, присутствуют в человеке с самого начала, – однако, на самом деле, способность реально почувствовать, что же чувствует другой человек, посмотреть на мир его глазами представляет собой эмерджентную черту – то есть свойство, которое возникает только в процессе роста и развития, а не дано изначально…

Что за эмерджентная черта, мы уже говорили в предыдущие разы. Ребёнок не эгоист в плохом смысле этого слова. Он просто ещё не смог отделить до конца себя от не-себя, поэтому любое благо, которое он может видеть, является благом, только если оно благо именно для него.

Положите мячик между собой и четырёхлетним ребёнком. Многократно покажите ребёнку обе стороны мячика, чтобы он имел возможность увидеть, что каждая сторона окрашена по-своему. Затем поверните мячик так, чтобы его красная сторона смотрела на вас, а зелёная – на ребёнка. Спросите ребёнка: «Какой цвет ты видишь?» – он правильно ответит: «Зелёный». Затем спросите его: «Какой цвет я вижу?» – на что он не ответит «красный», что было бы правильно; он ответит: «Зелёный», – то есть именно то, что видит он сам.

На следующей стадии человек впускает в себя первые проблески коллективного разума. Он учится ставить себя на место других людей. Несформированное эго может не выдержать натиска подобных влияний. Оно не успело достаточно чётко отделить себя от калейдоскопа грубых сырых сенсорных ощущений окружающего мира, а его уже погружают в водоворот социальных ролей. На этом фоне пробудившаяся способность ставить себя на чужое место становится причиной путаницы.

Если мы чувствуем, что всё ещё остаёмся в той или иной степени под влиянием третьего уровня, то преодолеть его мы можем, используя технику внимательного осознавания, которую ранее рассмотрели подробнее.

[П]родолжайте удерживать (…) чувство или образ непосредственно в своём сознавании и выполняйте практику осознанности на нём как объекте. Каково это ощущать – такую тягу к власти, чистому контролю над миром? На что она похожа, какого она цвета, где она находится в теле, что вызывает её? Осуществите доскональную видеозапись всего, что вы испытываете, пока не почувствуете, что познакомились со всеми гранями этого чувства. Тогда удерживайте его стабильным образом – как объект, на который вы смотрите, а не субъект, посредством которого вы видите и ощущаете мир. Вы более с ним не отождествлены: вы откинули это чувство, отпустили, отрешились от него, трансцендировали его. Это и есть интегральная осознанность.

Мы не избавляемся от этого уровня. Нельзя выкидывать несущие конструкции. Мы просто стремимся убрать с него свою ногу, чтобы смотреть на мир, в котором есть власть, но она — одна из опций, а не высшая цель.

Мы не перестаём есть, когда налаживаем здоровые отношения с архаическим уровнем. Мы не теряем способности искать закономерности, когда налаживаем контакт с магическим уровнем. Третий, магико-мифический уровень, учит нас, что между “я” и “оно” пролегает граница.

Почему “магико-мифическая”?

Небольшое замечание о названии стадии «магико-мифическая». Во многом это переходная стадия между чистой магической структурой предыдущей стадии и чистой мифической следующей. Различие между «магическим» и «мифическим» лежит преимущественно в том, где индивид локализует «чудодейственные» силы. На магической стадии способность совершать чудеса находится («магически») во мне…

Исторически к тому времени, как начала эволюционно возникать мифическая стадия, человек стал понимать, что он на самом деле не может совершать чудеса, – но сверхъестественные, трансцендентальные, мифические Существа могут, будь то бог, богиня или Дух. Если только я буду знать точный ритуал, молитву или последовательность действий, которые будут благоприятно восприняты Духом и приведут его к тому, чтобы вмешаться в ход истории ради меня, – чтобы вырос урожай, закончилась засуха или меня ждал успех на охоте.

«Магико-мифическая» стадия, таким образом, являлась – и является – переходной между этими двумя стадиями. Она обычно помещает «чудодейственные силы» в богов или духов (богов силы), однако и некоторые могущественные люди могут прослыть богами силы. Мамочка, например, может превратить этот противный шпинат в сладкую конфетку, если захочет: она богиня силы!…

Я думаю, “охота за силой”, поиск “предметов силы”, “мест силы” и вот это всё, что хорошо знакомо поклонникам творчества Кастанеды, явно и неоспоримо указывает нам на “космические координаты” того уровня сознания, сквозь который предлагает смотреть на мир учение небезызвестного дона Хуана. В первых книгах дон Хуан с горькой иронией говорит, что все эти трюки способны лишь пугать других индейцев. В последующих книгах Карлос со своим учителем (внезапно разжалованным из бенефакторов) только и занимаются всякими-штуками-силы: мясо силы, походка силы, предмет силы, танец силы и т.д. и т.п. силы. О причинах такого положения дел я не осведомлён, потому в этот раз не буду спекулировать, а просто рекомендую книги Карлоса Кастанеды в качестве пособия, демонстрирующего нам вид на мир с магико-мифического уровня от первого лица.

Аллергия к власти

Как и в предыдущих уровнях, у данного уровня — стремления к силе и власти — имеется противоположная крайность: “аллергия к власти”. В этом случае человек наоборот, отрицает, что способен что-то изменить, как-то на что-то воздействовать. Такой человек способен лишь подчиняться тому, на кого спроецировал свою же силу. То есть, как в случае с “аллергией на магию”, такой человек осознает, что сила существует. Но видит их источник не в себе, а в ком-то снаружи…

…что приводит к возникновению бессильных и безвольных «маменькина сынка» и «папенькиной дочки», отдающих свою собственную силу другому, да вообще кому угодно. Тогда вы чувствуете, будто весь мир пытается вас контролировать, принуждать вас к чему-то, делать вас узником – в общем, «обрести власть над» вами. Вот тут-то и поселяются ваши собственные теневые влечения к силе и власти.

В обоих случаях «трансцендируйте и включайте» проявления влечений к власти, когда бы они ни возникали, направляя на них прямое и непосредственное внимательное осознавание, превращая эти субъекты в объекты: вам следует разотождествляться с ними, но при этом включать их в осознавание – по мере того, как ваше собственное сознание продолжает радостное восхождение к всё более высоким, обширным и глубоким стадиям своего развёртывания.

Трансцендируй и включай

И этот своеобразный лозунг, “трансцендируй и включай”, будет сопровождать нас в течение всего нашего обзора. Трансценденция в данном случае подразумевает превращение субъекта в объект. То есть это наша способность смотреть на, а не через. Мы выходим за рамки своего взгляда и видим не мир, а способ, которым мы смотрим на мир. Мы говорили об этом подробно в теме про ускорение развития.

Трансцендировав тот или иной способ смотреть на мир, мы включаем его в свой арсенал. Мы делаем уровни инструментами познания себя и мира вокруг. Мы делаем ту или иную степень развития объектом, на который мы можем сфокусировать “микроскоп” своего умозрения. Так учёные могут посмотреть через микроскоп на клетки своего организма. Мы учимся фокусироваться на разных эмерджентных уровнях, из которых состоим. И фокусироваться на том или ином уровне возможно лишь с более высокой позиции. Глядя на третий уровень, мы принимаем своё эго. Но, глядя на силу со стороны, мы начинаем кое-что понимать. Что мы тут не одни, и что наше право не исключительно.

Получается, что наша способность к превращению субъекта в объект через трансцендирование и включение является своеобразной “реактивной тягой”, помогающей нам продвигаться по линии взросления.