А вас не удивило, что эти призраки болеют за «Динамо»?
— А что тут удивительного, — ответил Володин. — Одни призраки болеют за «Спартак». Другие за ЦСКА. Почему бы третьим не болеть за «Динамо»?— Динама! Динама! Куда пошла, твою мать!
Я вскочил с кровати. Какой-то малый в рваном фраке, накинутом прямо на голое тело, бегал по двору за лошадью и орал:
— Динама! Стой, дура! Куда пошла!Виктор Пелевин — “Чапаев и Пустота”
Проявления “смыслового сдвига” во сне
Я проводил несколько раз эксперимент. После выхода из тела и недолгого пребывания в этом состоянии, я заныривал обратно. По ощущениям это было похоже на обратную перемотку выхода из тела. Последовательность переживаний была примерно такая:
- Возникновение вибраций при приближении к телу;
- Руки и ноги автоматически принимают ту же позу, в которой лежит физическое тело;
- В самый момент переключения сознания возникает небольшая дезориентация.
Принятие фантомными руками и ногами позы, повторяющей физическую, рассмотрим чуть подробнее.
Если пробуждение происходит намеренно, как описано выше, то возникает странное чувство, как будто руки и ноги ты двигаешь в нужную сторону сам, потому что так логичнее. В чём заключается эта “логика”, после пробуждения ты уже и сам не можешь понять. Но в моменте это так же естественно, как ходить ногами вниз. Когда обнаруживешь, что просыпаешься в этой позе, которую, как тебе кажется, ты принял произвольно, испытываешь удивление. Как будто случилось маленькое чудо.
Заприметив эту особенность в сознательном опыте, начинаешь узнавать её и в иных ситуациях. Во сне мы двигаем своим телом сновидения, когда следуем определённой череде событий. События нам кажутся случайными. Даже более случайными и внезапными, чем наяву, так как явленные картины не связывает закон жёсткой причинности. И бывает так, что мы просыпаемся ровно в той позе, к которой логично и последовательно подвёл нас сюжет сна.
Также многим сновидцам доводилось видеть сны с длинным сюжетом, который плавно подводил их к мелодии или определённому звуку. И по пробуждении выяснялось, что это звенит будильник или доносится сигнал автомобильного клаксона с улицы.
То есть мы испытываем ощущения во сне, а потом просыпаемся, и то же самое ощущение встречает нас наяву. Являясь чем-то общим для обоих миров, такие чувства имеют разный контекст при одинаковом “сыром” сенсорном наполнении. А сам момент их пересечения вызывает чувство радости.
Проявления “смыслового сдвига” наяву
В детстве у меня была игра. Я смотрел в сумерках на обои в своей комнате. Я не хотел спать. Я ждал. Вот-вот должно произойти нечто особенное. Я забывал, что лежу и смотрю на обои. Внимание рассеивалось, сознание блуждало в грёзах. Я думал о чём-то постороннем. Мне представлялось некое событие. Фантазия, следуя внутренней логике, подводила меня к картинке. Контур этой картинки чудесным образом совпадал с сумеречными очертаниями на обоях, и я выходил из оцепенения. Это очень приятное мгновение. Оно похоже на озарившую тебя догадку, на разрешение мучающего вопроса.
Получив свой ответ на не заданный вопрос, я снова ждал, пока меня подхватит фантазия. Я всё мечтал подкараулить момент переключения между “мной ожидающим чуда” и “мной унесённым фантазией”. Моё мобилизованное внимание истощалось, фантазия оживала, и я через некоторое время снова радостно приходил в себя, когда совпадал очередной контур.
Во взрослом возрасте мне тоже доводилось неоднократно “выныривать” из фантазии, когда воображаемый контур совпадал с явленным физическому глазу. Два мира встречаются через общее ощущение, имеющее разное смысловое наполнение. Явленное в фантазии странное лицо оказывается цветочным узором на обоях. Явленное в фантазии странное морское животное оказывается сочетанием линий обивки сидения автобуса.
Создание “смыслового сдвига” наяву
Несколько дней назад я вспомнил свои детские развлечения. Тренируя концентрацию, я глядел на авторучку и по кругу повторял про себя “ручка”. Через некоторое время я закончил упражнение, но слово продолжило ритмично крутиться в мыслях. К нему начали “приставать” производные и просто похожие слова. Оно дробилось на звуки и слоги. Оно перемешивалось и рифмовалось. “Рука”, “ру…чка”, “рука-чака”, “ре… чка”… “пе…чка” “www ленинград спб то… чка ру…”
Затем я забыл про ручку и занялся своими делами. Пока не взялся за дверную ручку. Меня посетило то же узнавание, как при совпадении фантазийного контура лица с рисунком обоев. Как будто выстрелил взведённый арбалет.
Я провёл несколько экспериментов. И каждый раз это работало. Я сосредотачивался на предмете или слове (или сразу на том и том). Я повторял про себя слово, перемалывал его на слоги и этимологически связанные слова. Либо смотрел на предмет и вертел его в руках, перебирая в голове, на что же он похож своими очертаниями. Я ждал, пока внимание истощится. Это ощущается как спад энтузиазма. В голову всё чаще вплывают мысли, что я занимаюсь ерундой, пока меня ждут настоящие дела. Если всё чаще ловишь себя на том, что отвлёкся, это значит, что настала пора остановиться.
Наступил самый трудный момент: нужно забыть о своём предмете. Всё равно, что не думать о белом бычке. Не нужно специально ничего делать. Нужно решить для себя, что “этого достаточно” и заняться прочими делами. Рано или поздно рутина подхватит тебя, и предмет забудется. В момент, когда ты уже совсем забыл про своё слово, кто-то произносит его вслух. Или ты видишь надпись, в которой фигурирует твоё слово. Или замечаешь, как что-то похожее на выбранный предмет валяется на земле.
Ты совершенно ясно понимаешь, что “это оно”. Возникает стойкое ощущение, что “всё подстроено”, потому что “таких совпадений не бывает”. Но первый момент, похожий на удар током, рассеивается. И тогда приходит понимание, что “тут нет ничего необычного”. Но сам момент узнавания незабываем.
Возможные способы использования “смыслового сдвига” для входа в осознанный сон
Есть два теоретических способа, как использовать эффект смыслового сдвига для осознания себя во сне.
Способ 1.
Перед сном нужно зарядить предмет через созерцание или слово через его повторение и “перемалывание” на слоги, созвучия и родственные слова. Когда произойдёт истощение внимания, нужно отпустить наше слово или предмет. Если во сне произойдёт момент узнавания, то… А вот, что делать дальше, зависит от результатов. Если ты понял, что спишь, то ничего делать не надо. Иди выполнять план. Прочие случаи предугадать трудно. Если в момент совпадения контуров происходит пробуждение, то способ не годится для работы со снами. Или требует доработки.
Способ 2.
При сознательном пробуждении, как говорилось выше, тело сновидения ненавязчиво принимает позу физического тела. Когда мы только легли в кровать, ощущения от тела сильны, но понемногу ослабевают. Когда происходит ослабление ощущений, можно попробовать подменить контекст происходящего. То есть представить, что ты лежишь не в кровати, а на потолке. Или стоишь в нелепой позе. Так по мере засыпания можно попробовать подменить смысловую составляющую своим “сырым ощущениям”.
Способ 2а.
Можно попробовать кое-что посерьёзней, если вы умеете вызывать энергетические ощущения в ладонях и стопах. Роберт Брюс подробно описывает в своих книгах, как добиться этих ощущений. Сейчас мы на этом останавливаться не будем.
Наш теоретический способ заключается в следующем. Нужно вызвать энергетическое ощущение в стопах и представить, что ты стоишь не песке. Или попеременно вызывать их то в левой ноге, то в правой, представляя, что идёшь. Сам Роберт Брюс предлагал представлять, что перебираешь руками канат. Только у него была совершенно иная теоретическая база в основе этого метода.
Если метод рабочий, мы обязательно поделимся с вами подробностями. А пока будем экспериментировать.