Учимся учиться

от автора

в

Увы, волшебной таблетки не предлагаем. Придëтся по старинке пахать. Но есть нюанс. Можно пахать по большей части во имя великой и ужасной Энтропии, сражаясь при этом с самим собой, как это предлагает демон по имени Минобр, а можно работать с огоньком на благо и во имя триаграмматона Капэдэ.

Иногда интерес и осознание необходимости – далеко не одно и то же. Можно смачно залипнуть на какой-то классной информации, не ощущая в ней необходимости и связи с собственной жизнью. А можно усиленно убеждать себя в великой необходимости сесть и чем-то позаниматься ради своего же блага, будущего благосостояния и здоровья всей нашей планеты, но вместо мотивации всё сильнее разжигать тревожность.

И информация, которую принято считать полезной, редко вызывает желание бросить все дела и срочно заняться её усвоением. Чаще она является ступенью на пути к какой-то более объёмной цели. Так, чтобы научиться управлять машиной, нам приходится зубрить ПДД, что бывает весело далеко не всегда. Хуже, когда это не только не очень-то весело, но ещё и получается из рук вон плохо: то внезапно ловишь себя на том, что не помнишь содержимое прочитанного, то от информации, которую ты зубрил, повторяя про себя полчаса, остался лишь мокрый след и тот уже подсыхает.

И список условий, способных облегчить такое положение дел выглядит примерно так:

  1. Заинтересованность
  2. Правильный режим поглощения энергии
  3. Плодородность почвы

И начнём с конца.

Плодородность почвы

“Почвой” назовём нашу психическую среду, которой мы пытаемся привить “росток” новой информации. Если в ней достаточно “полезных веществ”, то всё пройдёт гладко. А под “полезными веществами” мы ту понимаем всё то, что мы уже некогда усвоили. Весь, так сказать, перегной, минералы, бактерии, а также кислотность и культурный багаж. Ведь наши знания строятся из “кирпичиков”, которые в нас уже есть, но которые пришедшая извне энергия предлагает расположить в определённом порядке.

Иными словами, если немного сбавить эзотерическо-псевдонаучно-поэтический градус, то, чем больше ты уже знаешь, тем больше вероятность, что новая информация окажется вариацией или дополнением к имеющимся у тебя сведениям.

Но что делать, когда новая информация не может найти питательных соков внутри нашей психической среды?

Если мы посмотрим на растения, способные чувствовать себя великолепно в не самых плодородных местах Земли, то мы научимся у них такой штуке, как изобретательность.

Видя подобные растения, мы понимаем, что в них мало “финтифлюшек”, и каждая их деталь имеет назначение, продиктованное необходимостью выжить. Как вы уже поняли, мы говорим о мнемонике.

Например, наше сознание столкнулось с необходимостью впитать информацию, для которой у нас абсолютно нет контекста и прецедентов. Для такой информации наша психическая среда — пустыня, в которой (на первый взгляд) нет ни одного полезного минерала. Скажем, нам срочно нужно узнать и навсегда запомнить, как будет “желудок” на башкирском языке. Мы лезем в словарь и находим слово “ашҡаҙан”.

Если данная задача поставлена демоном-мучителем Минобром, то он лишит нас обеда и удовольствий, не давая ни сна, ни отдыха, заставляя повторять, как попугай, ничего для нас не значащее слово, пока не затошнит. И чем хуже будет получаться, тем с большим сладострастием он будет нас лупить палкой, рождая тревожность и ощущение собственной никчёмности. Демон, что с него взять?

Однако, хитрые (а на самом деле, разумные) дети в таких случаях интуитивно поступают следующим образом: ищут, на что новые слова похожи из того, что они уже знают. И эта уже усвоенная информация и будет источником “веществ”, которые напитают росток новых знаний.

Иными словами, для простоты усвоения новой информации следует использовать уже готовые и налаженные нейросети в своём мозгу, а не выращиваем каждый раз новые, что, начиная с определённого возраста, довольно трудно.

Давайте попробуем.

Ашҡаҙан. На что это похоже? Увы, в башкирском языке больше фонем, чем в русском, но можно сказать с русским акцентом просто “ашказан”. С “казаном” просто — это такая штука для плова. А ещё, Казань — столица Татарстана. Аш похоже на “каша”. И если мы вообразим, что мы приехали в Татарстан и у нас теперь в животе аж полный казан каши, то запомним (и фиг теперь забудем), что желудок — это ашҡаҙан.

И такую штуку можно проделать с абсолютно разной информацией, не только словами.

Вставим в середину начало и поговорим про заинтересованность.

Заинтересованность

Это, пожалуй, один из главных стражей на пути к новым знаниям. И проблема в том, что тут, как с разжиганием костра: чтобы хорошенечко и увлечённо чем-то заняться, чтобы прям аж (ҡаҙан) не хотелось останавливаться, нужно сначала потратить силы и время на разгон. Ведь наверняка многим знакомо чувство, когда ты наперёд знаешь, что если минут пятнадцать потратишь на какое-то занятие, которое кажется сперва трудным, скучным и вызывающим такое раздражение, что готов наорать на первого встречного, то в итоге всё равно втянешься и начнёшь получать от него удовольствие. Даже если это решение задач по физике.

И преодоление этого стража порой вызывает настоящую панику, особенно когда есть возможность получить ту же увлечённость и не меньшее удовольствие, просто открыв приложение с короткими видосиками.

Наша заинтересованность, мотивация и само ощущение удовлетворения от проделанной работы имеют свойство истощаться в течение дня. И один из способов сделать нечто во имя триаграмматона Кэпэдэ, это поглотить важную информацию утром. До приёма пищи, до занятия другими делами (кроме туалета, пожалуй) и, самое важное, ДО открывания социальных сетей, включения телевизора, радио и пр. Дело в том, что за ночь вследствие всяких разных процессов, наш гормональный фон становится таким, что первое дело, которым мы увлечёмся, получит максимальную ДОфаминовую подпитку. И если мы всё это дело спустим на видосики, то к концу дня ощутим тщетность всего сущего и с тоской будем созерцать гору отложенных дел, браться за которые не позволяет вышеозначенный страж. А если мы таки, не смотря ни на что, сядем вечерком за эти дела, то ни о какой заинтересованности речи скорее всего идти не будет. Только тоска и беспроглядный мрак.

Ясное дело, что делать важные дела с самого утра трудноосуществимо для большинства людей, которым нужно спешить по делам, попутно листая в автобусе соцсети. Но если стиснуть зубы в кулак и, преодолевая невероятные мучения, не включать утренних котиков и не отвлекаться на смешнявки ДО того, как сделаешь нечто важное (например, пока не запомнишь слово ашҡаҙан), то есть шанс ощутить увлечённость и заинтересованность в деле, которое казалось сперва очень скучным.

Увы, но чем меньше мы себе позволяем получать удовлетворения от пассивных развлечений, тем больше гормонов, дающих удовольствие, мы сохраняем для увлечения чем-то, что кажется скучным, так как среди неудовлетворяемой рафинированными удовольствиями скуки самое на первый взгляд нудное занятие будет казаться интереснее мультиков, так как будет стимулировать выбросы дофамина.

И закончим, наконец, серединой.

Правильный режим поглощения энергии

Демон Минобр, сам не ведая, что творит, запрещает детям впитывать знания. Мы существа многоуровневые, но каждый уровень отличается от другого лишь плотностью энергии. Сами же законы, по которым существует энергия, одинаковы для всех уровней.

Информация — это психическая энергия с минимальной энтропией. И информацию, поглощаемую извне, часто сравнивают с едой. И это корректное сравнение. Ведь еда — это одна из самых грубых поглощаемых нами энергий. И, поглощая еду, мы лишь наслаждаемся её вкусом, а остальная работа по её усвоению происходит автоматически. Главное, что от нас требует милостивый Капэдэ: перестать запихивать еду в желудок без всякой меры и дать ей усвоиться.

И с поглощением информации похожая ситуация. Узнав что-то новое, мы должны на какое-то время перестать получать дополнительные сведения, пока поглощённая сырая информация не уляжется, не переварится и не станет частью нашей психической среды (нашей “почвы”). И усваивать новую информацию следует непродолжительное время, после чего следует вздремнуть или просто закрыть глаза и ни о чём конкретно не думать (ну, то есть помедитировать). То есть правильный режим такой: поучились минут десять-пятнадцать, половили ворон минут десять (или вздремнули), повторили. И тогда мы избегаем “информационного несварения”.

Дети в школах прибегают к этому интуитивно. Внезапно теряют интерес, впадают в прострацию, “улетают в облака” или начинают непреодолимо клевать носом. Что в такой ситуации делает учитель?

То-то и оно. И дело не в учителе, а в программе и методиках, которые навязал ему демон Минобр.

Дело в том, что сам момент получения информации в бодрствующем состоянии — это лишь “энергетический удар”, который для правильного усвоения должен демпфироваться нашей нервной системой. В момент, когда мы его получаем, в мозгу возникают определённые очаги возбуждения, размечаемые гормоном ацетилхолином. Он как бы говорит: эти места нам требуется обработать, но в бодрствующем состоянии это невозможно.

То есть наш мозг с помощью нейромедиаторов размечает важные места, на которые пришёлся энергетический удар на информационном плане. И эта энергия становится усвоенной информацией лишь в моменты, когда мы спим/дремлем/медитируем. В этот момент мы закрываем свой “информационный рот” (отключаем бета-активность мозга, считывающую соответствующие сигналы) и позволяем организму самому всё сделать, чисто как с едой.

Энергия, которую мы не смогли поглотить и переварить наносит нам травму, с которой мы затем будем жить. И именно это с нами делал демон Минобр всю нашу юность в учебных заведениях: мучал и травмировал, скармливая пласты информации, гниющие теперь в нас мёртвым грузом.

Резюме

Подведём итог. Америку мы тут не открыли. Учиться придётся так же, как и обычно: читать, писать, вникать и местами зубрить. Но есть способы облегчить себе жизнь и избежать травм и несварения:

  • Наиболее эффективно информация поглощается после сна, так как “перезарядились” соответствующие нейромедиаторы и рецепторы;
  • После сессии поглощения информации следует “затормозить” мозг (вздремнуть, посидеть в прострации с закрытыми глазами, помедитировать), так как “переваривание” размеченных в мозгу очагов возбуждения происходит при активации парасимпатической нервной системы (при “торможении” дневной активности);
  • При поглощении информации следует всегда искать, на что из уже усвоенного она похожа, так как тогда будут максимально использоваться уже устоявшиеся связи, а не выращиваться принципиально новые, отчуждённые от готовых нейросетей, и новая информация сможет с приятным щелчком встать на как бы уже заранее заготовленное место, подарив чувство озарения.

Спасибо, что заглянули.