Круговорот лиц

от автора

в

Есть одна вещь, которая происходит практически с каждым из нас даже в обычных снах, которую иногда мимоходом обозначают в дневниках, но внимательно к ней особо не приглядываются. Это смена точки зрения, из которой сновидец наблюдает за событиями. Этот феномен интересен сам по себе в контексте рассуждений об отождествлении, чего мы коснулись в теме про сновиденные транзиты, но о нём также интересно порассуждать и в контексте осознанного погружения в сновидение.

Смена позиции

Как известно из интегральной философии, мы способны смотреть на мир с нескольких позиций (от разных лиц): взгляд от первого, второго, третьего и четвёртого лица. Развитое сознание способно видеть и более широкие позиции, но в контексте данной статьи нас это не интересует.

Создатели компьютерных игр, как обычно, впереди планеты всей, и потому давно уже используют нашу способность смещать позицию восприятия для создания различных жанров и интерфейсов управления “игровым телом”: игры от первого лица, от третьего, стратегии, РПГ. И, если вы ведёте дневники и наблюдаете за своими снами, то могли заметить, что в полотне сна мы регулярно сменяем “жанр” или позицию: то действуем изнутри “персонажа”, то внезапно сморим как бы со стороны, а то и вообще видим сновидение-фильм (эдакую кат-сцену), где что-то происходит, но нашей активной ипостаси там особо-то нет.

Но почему-то, не смотря на такой широкий выбор точки обзора содержимого сновидения, техники входа в сон основаны именно на позиции первого лица (не считая единичных и почему-то встречающихся только в старых текстах методах типа “создания тела света”).

Цикличность полотна сновидения

Сон можно рассматривать как разряд некой энергии, использующей наше сознание в качестве электроцепи. И разряд сновиденного потенциала проходит как правило четыре условные фазы: “эдем”, “мудрецы”, “вавилон” и “кали-юга”.

  1. Когда мы попадаем в локацию сновидения, в первые мгновения мы часто оказываемся в светлом месте. Разворачивание потенциала сна начинается с обнаружения в темноте точки входа: двери или окна, из которой бьёт свет, или может снится, что мы выходим из метро/подвала/тёмного помещения, или просто идём по улице утром, пока вокруг постепенно светлеет. Если у вас были прямые выходы в сон без потери сознания, то вы могли оказаться в ситуации, когда свет как бы “внезапно загорается”, но остаётся ощущения, что он всегда был, просто ты как-то “не так” смотрел… И этот, самый яркий (во всех смыслах) промежуток времени сна, когда мы оказываемся в солнечной (или просто наполненной светом) локации, наполненные радостью и ясностью сознания, когда хочется летать по небу, хохоча и распевая песни, а вокруг скорее всего нет людей, назовём условно “эдем”.
  2. Но остаёмся мы в одиночестве недолго. Рядом с нами может обнаружиться человек. Или несколько. И возникает чувство, что они не “появились”, а всё время были рядом, просто ты как-то “не так” смотрел… Или же мы можем наблюдать, как некий персонаж “оживает”: кто-то лежит неподвижно (необязательно человек, это может быть и просто некое существо) и начинает наполняться силой, энергией, оживать, шевелиться всё активнее. Иной раз что-то может просто рядом взорваться. Это значит, что мы наблюдаем экстремум и кривая развития сна вот-вот поползёт вниз. Персонажи при этом могут вполне разумно отвечать на вопросы и вести себя плюс-минус независимо от нашего сознания. Но возникает чувство, что они не совсем автономны, а подчиняются нашему даже самому легчайшему ожиданию. Нам кажется, что сейчас он скажет или сделает нечто определённое, и это является причиной, по которой этот персонаж что-то делает и говорит, хотя его слова и действия обладают при этом и некой вариативностью, неожиданной для сновидца. Или это может быть не персонаж, а просто голос, произносящий наши мысли громко вслух. Притом иногда переформулируя наши мысли, но выражая общий смысл. Если усиленно стараться ничего от персонажа (или голоса) не ждать и никак его не контролировать, то он может начать нести чушь или даже начать биться в конвульсиях (персонаж, а не голос)… Назовём промежуток сна, где наблюдается небольшое количество псевдоразумных персонажей, “мудрецы”. В честь мудрецов, принёсших дары, когда они увидели в небе новую звезду.
  3. Солнечные краски и сильный эмоциональный подъём, которые могли сопровождать “эдем” и частично “мудрецов”, уже потускнели, как и наше сознание, которое всё чаще принимает окружающие события за чистую монету, забывая, что наблюдает сновидение. Наступает этап, где мы оказываемся в толпе или же наблюдаем со стороны большое скопление народа. Как вариант, мы что-то ищем или пытаемся кого-то догнать (или от кого-то убжать). Или мы оказываемся в комнате, полной какого-то хлама. Ещё это может переживаться как хождение по административному зданию (школа, больница, институт), где лестницы ведут в неожиданные места, обрываясь или упираясь в тупик. Или ты вышел из кабинета и никак не может найти дорогу обратно. Или это может быть бесконечный сбор вещей, поездка в переполненном автобусе, эмоциональный упадок на фоне непонимания, что происходит. Самое главное: ощущение, что ты никак не можешь сфокусироваться, собрать нечто в кучу, найти что-то, что только что потерял: себя, вещи, кабинет, близкого человека, который внезапно куда-то пропал или удаляется от тебя, не позволяя себя догнать. Назовём этот этап “вавилоном”.
  4. Если сумбур и возросшая в связи с нарастанием энтропии тревожность не заставили сновидца проснуться, то наступает последний этап. Тут и там появляются тёмные пятна, или просто стремительно темнеет, или мы оказываемся в метро/подвале/на ночной улице. Вокруг могут быть какие-то тени, недружелюбно настроенные персонажи или же просто ощущается беспричинный страх. Это самый конец сновидения, “дно моря”, куда едва достигает свет сознания (или “горячее ядро” сновиденного потенциала), край “солнечной системы”, образованной вокруг той звезды, по направлению к которой отправились в путь “псевдоразумные мудрецы” (которую мы сами изначально видели как свет в окне или дверном проёме), и потому его обитатели не прочь утилизировать даже самые неприятные энергии, так как не избалованы пищей. Это “мир голодных духов” уже почти до конца испитого нами до дна сновидения. Это место, где не ощущается фокусирующая сила центра “сновиденной системы”, по которой мы брели от самого входа в “эдем”, и потому сильно становится ощутимо влияние разнонаправленных и всё время блуждающих векторов, кормящих энтропию (как в невесомости проявляют себя силы, затмеваемые на земле гравитацией, вроде эффекта Джанибекова). Назовём заключительный период существования разрываемого на части мира, который нам приснился, “кали-югой”.
Радужный принцип

В каждую из этих фаз, собственно, происходит сбор выделяющейся при разрядке сновиденного потенциала энергии. Даже не сбор, а преобразование энергии в информацию путём преобразования ощущений в ситуации с одной из четырёх вышеозначенных позиций (или лиц). Произойдёт ли сбор полученного экстракта в память, зависит от нашей тренированности.

Электричество, проходя через ту или иную схему, преобразуется в тот или иной вид энергии: тепло, магнитное поле, световая энергия. Сновиденный потенциал, соприкасаясь с нашим сознанием, преобразуется в информацию, в знания, в виденье ситуации, доступной нашему разумению. И в каждом из перечисленных этапов сна сознание работает с особыми видами энергии.

В радуге с одной стороны каждый цвет спектра (в том числе выходящий за границу видимого) обладает своими отличительными свойствами, а с другой, как ни странно, между цветами нет чёткой и ясной границы. Мы можем плавно и без швов двигаться от инфракрасного к ультрафиолетовому. Во сне мы тоже почти без швов движемся от “эдема” к “кали-юге”, и потому такое деление, естественно, очень условно и каждый может выделить свои собственные этапы в каком угодно количестве в зависимости от интересных лично для него качеств. Ту же радугу в разных странах принято делить на разное количество базовых цветов.

Для нас в данном случае удобно поделить разряд потенциала сна именно на четыре этапа по количеству лиц (позиций), доступных нашему рассудку. Так “эдем” будет первым лицом. Это этап, где есть только “я”. Сознание наполнено до краёв, рядом нет других людей. Когда приходят “мудрецы” появляется “ты”, второе лицо, с которым можно образовать “мы”. И наше единое и яркое сознание делится на всех действующих лиц в том или ином соотношении. В сновиденных кругах второе лицо ещё принято называть “спутником”. Когда наступает “вавилон”, то появляется третье лицо: некий народ, к которому ты принадлежишь (“все мы”). И этот народ устраивает давку в автобусе или посылает тебя блукать по какому-то поручению в усреднённом “муниципальном здании”, заставляя переживать о чём-то общественном: работе, учёбе, семье. Наше сознание “разваливается” на толпу персонажей, в которой мы теряем себя, своё яркое индивидуальное “я”. Затем наступает этап, когда ты оказываешься в “стане чужаков”, агрессивных персонажей где-то во тьме. Так мы переживаем четвёртое лицо: взгляд на некий народ, к которому ты не принадлежишь. То есть взгляд из самой дальней перспективы, как будто наблюдаешь за жителями иного мира. Не всегда враждебного, но того, к которому не причисляешь себя, что соответствует вытесненному в тень материалу психики, который ты отказываешься считать частью себя и кормить энергией своего осознания, из-за чего теневым обитателям и приходится идти на крайние меры.

Волшебная карусель

Но чередование этих фаз происходит не только во сне. Ведь электрическая активность мозга в любом состоянии сознания обладает спектром, несущим в себе все частотные составляющие, просто в том или ином состоянии сознания та или иная волна преобладает. То есть другие составляющие не отсутствуют напрочь, а вполне имеют место быть где-то там, еле различимые на заднем фоне, выходя на передний план только в изменённом состоянии сознания (входе в сон, например). А значит, при сознательном входе в сон мы пытаемся вскочить в разряжающийся потенциал в одну из этих фаз, которая крутится на “задах”, оттеняемая физическими стимулами, но сами не знаем, на какой именно этап тщимся поставить ногу. И если мы пытаемся вскочить в сон, удерживая позицию от первого лица (делая раскачку, например), когда у нас на низкочастотных составляющих случился “вавилон” (наплыв персонажей, сумбур и серые краски), то вряд ли у нас что-то выйдет, так как наше воображение не войдёт в резонанс с той стороной этой “Волшебной карусели”, которая в данную секунду стоит к нам передом, а к лесу задом.

Вернёмся в самое начало статьи, где мы упомянули “метод тела света”. Ведь весь текст выше был подводкой к тому, что стандартные методы современных сновидцев (типа “раскачки”) отличаются от метода “тела света” только тем, от какого лица ты действуешь, первого или второго. А ведь есть ещё минимум два.

“Мудрецы”, как мы помним, обычно отвечают нашим ожиданиям. Автономно они действуют только при достаточно сильной диссоциации частей нашей психики друг от друга. И по тому, как ведут себя те или иные персонажи, можно догадаться, какие части психики мы от себя отрезали (или ещё не присоединили) и не желаем признавать частью себя самих. Однако “мудрецы” и “тело света” — это близнецы братья. Это позиция “ты”, которой можно управлять. Если нам бывает трудно представить, как мы сами от первого лица что-то делаем (например в методе проецирования, где нам нужно представлять, как мы ходим по дому), то можно попробовать представить кого-то со стороны (как просто некто видимый со стороны ходит по дому), чтобы он подчинялся нашим мысленным командам, как персонаж игры от “третьего лица” (фактически — второго). Ведь, как мы уже упоминали в начале, позиция во сне частенько меняется, и если мы наблюдаем за кем-то со стороны достаточно долго, то можем внезапно во сне стать тем, за кем наблюдаем.

Но так же можно попробовать придумать технику и от третьего лица. Когда сновидец во сне осознан, бывает, что, начав что-то петь (или говорить по кругу какие-нибудь слова), он обнаруживает, что вокруг него толпа скандирует ту же песню (или мантру), что и он. То есть можно попробовать “спроецироваться”, представив, что некая толпа делает что-то “хором” (поёт или танцует), ведь мимо нашего сознания может где-то там, на фоне, проплывать “вавилонский” сектор “Волшебной карусели”, а такие “хоровые” действия могут помочь хоть как-то сфокусировать сознание (дать ему доминантный вектор), рассыпающееся на этом этапе на сотни осколков.

Если же случилась “кали-юга”, то разумнее всего было бы представить, что смотришь по телевизору нечто тёмное и дикое, чтобы, оставаясь в резонансе с “Волшебной каруселью”, но дистанцироваться от непосредственных событий и не огрести. Можно представить не телевизор, а окно или сцену, так как в “кали-юге” мы не просто погружаемся во тьму и конец мира. Мы очищаем площадку для наблюдения за новым потенциалом, который, прежде, чем стать “эдемом”, может восприниматься нами как пятно света во тьме, окно, за которым полдень, телевизор или костёр в ночи.